Тьютор создает условия для пробуждения чувства и воли («чистых образных озарений», творческих актов мышления, детского воображения), обращает подростка к рефлексии (осознанию смыслов собственной жизни: «Мне интересно, потому что...») и подводит его к выбору личностно-значимой исторической темы.
Роль тьютора помочь в самоопределении, в подключении субъектного отношения к формированию собственного продвижения к успеху (главное - научить подростка использовать себя в процессе УИ, видеть себя как потенциал и ресурс). На данном этапе подросток реализует известные приемы УИР самостоятельно или при мягком наставничестве тьютора.
Создается ситуация экспертизы исследовательского продукта «внешней» средой.
Вместе с тем, принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно учеником. Принципиальный момент данного этапа в том, что соотносятся итоги взаимодействия с тьютором, решений, принятых подростком и его личной образовательной истории и дальнейших образовательных планов.