Breadcrumbs

Экспертное сообщество

Психологическая и психолого-педагогическая экспертизы в условиях развития детской одаренности – это специальное психологическое исследование, которое проводится в отношении одаренного ребенка или человека, который его развивает и обучает, или конкретной ситуации с целью установления данных о психологических особенностях лица, закономерностях его психической деятельности, характере отражения им объективной реальности в условиях становления системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.

Психолого-педагогическое исследование направлено на осуществление психологического анализа личности ребенка и родителей, их взаимоотношений друг с другом, системы ценностей, стиля воспитания и прочих аспектов.

Стратегическая цель в системе «школа-вуз» позволила выделить отдельные направления работы с одарёнными детьми. Модель педагогической экспертизы детской и подростковой одаренности основывается на понимании специфики деятельности общероссийской общественной организации, её реальных возможностей как социального партнёра в вопросах общественно-государственной поддержки одарённых детей. Представлены все основные компоненты модели социального партнёрства общественной организации с государственными структурами в области образования по вопросам развития детской одарённости.

Подготовка и проведение научно-методических семинаров, школ повышения квалификации для организаторов научной и творческой работы обучающихся и специалистов системы образования, Приволжского педагогического форума «Развитие одаренного ребенка».

Наиболее острыми для педагогической аудитории слушателей являются вопросы психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности. Большинство педагогов нуждаются в системе профессиональной подготовки по овладению методами выявления детской одарённости.

Практико-ориентированные занятия направлены на знакомство с методами психологической диагностики одарённости и методиками её развития. На лекционных и семинарских занятиях были рассмотрены вопросы «Детская одарённость как педагогический феномен», «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости», «Технологии обучения одарённых детей».

Проблема педагогической экспертизы становится одной из важных, поскольку вариативная и разнообразная педагогическая практика в области развития детской одаренности требует анализа происходящих в сфере образования процессов, результативности образовательных систем и педагогической деятельности.

Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) (В.С.Черепанов).

Экспертиза в образовании предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта.

 

Функциональный подход в педагогической экспертизе

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие функции экспертизы в образовании:
- гуманистическая раскрывает и обосновывает уникальность педагогического опыта (С.Л.Братченко, Н.В.Кузьмина, В.Н.Сагатовский);
- социальная выявляет значимость инновационного опыта, определяет статус педагога (А. Турбовский, Л.М.Фридман);
- диагностическая (С.С.Татарченкова);
- оценочная (контрольно-оценочная) (С.Л.Братченко, М.А. Смирнова, С.С. Татарченкова, В.С. Черепанов);
- прогностическая (О.С. Анисимов, А.К.Маркова, В.М.Полонский);
- коррекционная ь(О.С.Анисимов, А.К. Маркова); мотивационная (С.С.Татарченкова, В.С.Черепанов); обучающая (С.С.Татарченкова, Л.М.Фридман).

 

Направления педагогической экспертизы

Разнообразный спектр функций педагогической экспертизы позволяет решать с  её помощью широкий круг задач:
- исследование реальной картины хода педагогического процесса;
- анализ результатов и последствий педагогического процесса, в том числе отсроченных;
- выявление сильных и слабых сторон конкретного педагогического процесса;
- определение перспектив педагогического процесса;
- повышение качества педагогического процесса;
- рост профессиональной компетентности педагога;
- повышение авторитета педагога и престижа педагогической профессии в глазах учащихся, родителей, общества в целом и др.

 

Методы педагогической экспертизы

  • индивидуальная экспертная оценка, которая определяется  экспертом в результате беседы по заранее сформулированным вопросам или анкете;
  • морфологический экспертный метод предполагает выделение  в исследуемом объекте основных структурных элементов и рассмотрение их различных комбинаций, например, при изучении качества педагогической подготовки будущего учителя;
  • рейтинг определяют как экспертный метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку «судей-наблюдателей»;
  • метод самооценки предполагает оценку субъектом экспертизы своих способностей по заданной шкале;
  • метод педагогического консилиума является разновидностью методов рейтинга и самооценки, предусматривающий коллективное обсуждение результатов;
  • метод групповых экспертных оценок  коллективная экспертная оценка, широко используемая при внешней экспертизе (например, аттестация педагогических кадров, образовательного учреждения).

Предметом экспертизы образовательного процесса является не установление соответствия его результатов каким-либо нормам, а сам процесс деятельности и его изменения как в области педагогической, так и в области управления образовательными процессами.

В рамках продвижения положительного опыта взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по развитию детской и юношеской одаренности Центр развития детской и юношеской одаренности ИНО ПНИПУ осуществил экспертизу моделей взаимодействия учреждений высшего и общего образования по развитию одаренности у детей и подростков с помощью независимой внешней экспертизы.

В экспертизе участвовали представители родительской общественности (42 человека), руководители системы общего (12 человек) и высшего образования (4 человека) и государственные и муниципальные служащие (11 человек), педагоги (22 человека).

По результатам экспертизы моделей их эффективность по многим факторам выразилась в следующих диаграммах.

 

Модель №1    

«Школьная Академия экологического развития региона»

Модель №2

«Разновозрастная проектная лаборатория «ПОИСК»

Модель №3

«Кустовое мобильное объединение старшеклассников
«Мобильный центр развития одаренности»

Модель №4

«Учебно-производственное объединение старшеклассников, студентов младших курсов и аспирантов вуза
«Проектный исследовательский офис»

Модель №5

«Мобильный профориентационный кабинет»

Модель №6

«Дистанционная компьютерная школа по дизайну»

 

Социальная эффективность моделей

Социальная эффективность моделей

 

Психолого-педагогическая востребованность трансляции опыта по развитию детской и юношеской одаренности в системе «школа-вуз»
(трансляция передового педагогического опыта в условиях повышения квалификации педагогических работников и специалистов высшего и общего образования)

Психолого-педагогическая востребованность трансляции опыта по развитию детской и юношеской одаренности в системе «школа-вуз»

 

  Цикл семинаров по обсуждению результатов экспертной оценки по продвижению моделей взаимодействия общего и высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков при крупном университете (ПНИПУ)

Фотография

 

Работает на Joomla, a4joomla