Breadcrumbs

Образовательные курсы

На образовательном Портале ежегодно предлагаются долгосрочные и краткосрочные образовательные курсы для детей и подростков. Презентацию курсов можно просмотреть на этой странице в информационном окне «Презентации образовательных курсов».

Презентации программ
образовательных курсов для одаренных детей
7-10 классов по естественнонаучному и технологическому направлениям и профильной подготовке

  1. Основы научного естествознания - скачать

Курс предназначен для одаренных школьников и посвящен осмыслению философии естествознания, помогает осмыслить современную биологию, химию, физику, подводит к занятиям исследовательской деятельностью и экспериментированию.

  1. Дополнительные главы современной прикладной физики - скачать

Курс предназначен для одаренных школьников и знакомит с научными открытиями физики XX века, содержит много экспериментальной исследовательской работы в группах и индивидуально.


Все методы и формы работы с одарёнными детьми в процессе курсовой подготовки в полной мере учитывают личностные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Именно поэтому при выборе технологии работы с группой, в которой есть одарённые дети, безусловно, нужно остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Приведем сегментарную схему развития детской одаренности в разрезе урочной и внеурочной работы педагога в группе (в условиях достижения индивидуального результата каждым учащимся).

 

Перечислим наиболее эффективные технологии обучения, обеспечивающие качество образования в  условиях адаптивного обучения одаренного ребенка в условиях взаимодействия ресурсного центра вуза и школы.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

 

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.
  • Формирование культуры работы с информацией.
  • Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
  • Развитие исследовательского мышления.
  • Формирование культуры работы в команде.
  • Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Проектный метод обучения
  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.
  • Стимулировать познавательные интересы учеников.
  • Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Разноуровневое обучение
  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
  • Создание положительного микроклимата на уроке.
  • Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
  • Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
  • Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Исследовательские методы обучения
  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
    • мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
    • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
    • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
    • специальных исследовательских умений и навыков.
  • Развитие мышления учащихся.
  • Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.
  • Создание положительной мотивации учения и образования.
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.
  • Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.
Технология «Дебаты»
  • Развитие критического мышления.
  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков организационной деятельности.
  • Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога.
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения
  • Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика.
  • Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы.
  • Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта.
  • Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности.
  • Расширение круга знаний по изучаемой проблеме.
Технология проблемного обучения
  • Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.
  • Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.
Система инновационной оценки «портфолио»
  • Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
  • Формирование умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Технология модульного обучения
  • Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.
  • Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.
  • Оптимизация процесса обучения.

 

Для того чтобы  сотрудничество между школой и ресурсным центром вуза  приносило пользу и плоды, в школьном образовательном процессе необходима серьёзная корректировка и значительные изменения.  В этом контексте основными видами деятельности учителя, работающего в «университетском классе»  становятся:

  • качественная организация учебного материала, с учетом возрастных и личных особенностей учащихся;  
  • организация образовательных ситуаций, создающих устойчивую, внутренне значимую мотивацию школьника на учение, его осознанное  самоопределение;
  • проектирование и организация целостной личностно развивающей системы учебных знаний, ориентированных на достижение учащимися образовательных целей, которые диагностически выстроены, дифференцированы по уровню их сложности и  соотнесены с позитивно-мотивирующей  системой оценивания уровня результативности учения школьника;
  • использование таких форм обучения, как интерактивные  семинары, учебно-методические деловые игры, построенные на основе управляемой рефлексии, групповых и индивидуальных консультаций.
             

При взаимодействии университета и школы открываются огромные возможности.

Во-первых, создаётся образовательная общность, цели которой направлены на создание условий максимальной реализации личного потенциала учащихся.

Во-вторых, учащимся предоставляется выбор уровня и глубины освоения предмета.

В-третьих, у учащихся появляется возможность выбора личностно-значимой траектории выбора будущей профессии. 

В-четвертых, факультеты смогут получить не случайно попавших студентов, а действительно заинтересованных ребят.

Еще одним важным направлением деятельности при обучении и развитии одаренного ребенка является четкая организация сферы научной деятельности. Педагог дол­жен заинтересовать, показать преимущества различных форм и методов научно-исследовательской деятельности. Кроме того, у ребенка не всегда есть опыт такого вида де­ятельности, и задача педагога - четкая организация и пла­нирование действий учащихся с учетом всех составляю­щих факторов.

Для того чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо сформировать ис­следовательскую мотивацию. Ребенок должен захотеть по­нимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку че­ловек социален, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источ­никами, дискутировать и выступать с докладами, уметь слу­шать других и себя.

Организация научной деятельности одаренных детей позволяет реализовать следующие задачи:

  • во-первых, со­здать необходимые условия по изучению, развитию и кор­рекции личностных качеств одаренных детей,
  • во-вторых, оказать помощь учащимся для развития в них способнос­ти к самораскрытию, творчеству, самовыражению и самосовершенствованию через разнообразные формы урочной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Работает на Joomla, a4joomla