Образовательные курсы
На образовательном Портале ежегодно предлагаются долгосрочные и краткосрочные образовательные курсы для детей и подростков. Презентацию курсов можно просмотреть на этой странице в информационном окне «Презентации образовательных курсов».
Презентации программ
образовательных курсов для одаренных детей
7-10 классов по естественнонаучному и технологическому направлениям и профильной подготовке
- Основы научного естествознания - скачать
Курс предназначен для одаренных школьников и посвящен осмыслению философии естествознания, помогает осмыслить современную биологию, химию, физику, подводит к занятиям исследовательской деятельностью и экспериментированию.
- Дополнительные главы современной прикладной физики - скачать
Курс предназначен для одаренных школьников и знакомит с научными открытиями физики XX века, содержит много экспериментальной исследовательской работы в группах и индивидуально.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми в процессе курсовой подготовки в полной мере учитывают личностные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Именно поэтому при выборе технологии работы с группой, в которой есть одарённые дети, безусловно, нужно остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Приведем сегментарную схему развития детской одаренности в разрезе урочной и внеурочной работы педагога в группе (в условиях достижения индивидуального результата каждым учащимся).
Перечислим наиболее эффективные технологии обучения, обеспечивающие качество образования в условиях адаптивного обучения одаренного ребенка в условиях взаимодействия ресурсного центра вуза и школы.
Образовательные технологии |
Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
|
|
Проектный метод обучения |
|
Разноуровневое обучение |
|
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
|
Исследовательские методы обучения |
|
Технология «Дебаты» |
|
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения |
|
Технология проблемного обучения |
|
Система инновационной оценки «портфолио» |
|
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
|
Технология модульного обучения |
|
Для того чтобы сотрудничество между школой и ресурсным центром вуза приносило пользу и плоды, в школьном образовательном процессе необходима серьёзная корректировка и значительные изменения. В этом контексте основными видами деятельности учителя, работающего в «университетском классе» становятся:
- качественная организация учебного материала, с учетом возрастных и личных особенностей учащихся;
- организация образовательных ситуаций, создающих устойчивую, внутренне значимую мотивацию школьника на учение, его осознанное самоопределение;
- проектирование и организация целостной личностно развивающей системы учебных знаний, ориентированных на достижение учащимися образовательных целей, которые диагностически выстроены, дифференцированы по уровню их сложности и соотнесены с позитивно-мотивирующей системой оценивания уровня результативности учения школьника;
- использование таких форм обучения, как интерактивные семинары, учебно-методические деловые игры, построенные на основе управляемой рефлексии, групповых и индивидуальных консультаций.
При взаимодействии университета и школы открываются огромные возможности.
Во-первых, создаётся образовательная общность, цели которой направлены на создание условий максимальной реализации личного потенциала учащихся.
Во-вторых, учащимся предоставляется выбор уровня и глубины освоения предмета.
В-третьих, у учащихся появляется возможность выбора личностно-значимой траектории выбора будущей профессии.
В-четвертых, факультеты смогут получить не случайно попавших студентов, а действительно заинтересованных ребят.
Еще одним важным направлением деятельности при обучении и развитии одаренного ребенка является четкая организация сферы научной деятельности. Педагог должен заинтересовать, показать преимущества различных форм и методов научно-исследовательской деятельности. Кроме того, у ребенка не всегда есть опыт такого вида деятельности, и задача педагога - четкая организация и планирование действий учащихся с учетом всех составляющих факторов.
Для того чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо сформировать исследовательскую мотивацию. Ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек социален, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
Организация научной деятельности одаренных детей позволяет реализовать следующие задачи:
- во-первых, создать необходимые условия по изучению, развитию и коррекции личностных качеств одаренных детей,
- во-вторых, оказать помощь учащимся для развития в них способности к самораскрытию, творчеству, самовыражению и самосовершенствованию через разнообразные формы урочной, внеклассной и внешкольной деятельности.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).