Тьюторское сопровождение
Сегодня образовательный процесс одаренных учащихся характеризуется новой стратегией развития, обусловленной общемировыми тенденциями в образовании и как следствие – нормативно-правовыми основами новой организации (Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Федеральная Целевая Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на период 2009-2013гг.; совместное Заявление государств «Зона Европейского Высшего образования» - Болонская декларация, подписанная 19 июня 1999 г.; Приказ Министерства образования и науки №2274 от 20.05.2004г. «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» в рамках Законопроекта «Об образовательных кредитах» как формы Государственной поддержки в системе высшего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения и другие законодательные и нормативно- правовые документы в области образования).
Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях ресурсного центра имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
Основным помощником одаренных детей в разнообразии научного поиска, участии в интеллектуальных и творческих конкурсах, социальной адаптации одаренного ребенка к современному миру является научный консультант, педагог-организатор в системе
«школа – вуз» - ТЬЮТОР.
Основные принципы работы Тьютора центра развития детской и юношеской одаренности:
- В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности.
- Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для надпредметной творческой деятельности в социальной сфере. Диагностики одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей является ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем одаренность.
- Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
- Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.