Научно-методические разработки
В течение 2015 года авторский коллектив ФГБОУ ВПО ПНИПУ в рамках задания №2014/152 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России по проекту НМ 3230 вел разработку по теме: «Разработка и апробация интегрированной программы элективных курсов по подготовке одаренных школьников, ориентированных на продолжение образования по математическим, естественнонаучным и инженерным дисциплинам». В рамках вышеназванного государственного задания авторским коллективом ПНИПУ были разработаны следующие научно-методические разработки:
- монография «Тьюторское сопровождение как фактор социализации одаренных детей» авторы: О.В. Игнатьевой, О.В. Лысенко, И.Ю. Черниковой - открыть;
- учебное пособие «Использование преобразований графиков функций при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль (часть I)», автор: В.Г. Рисберг - открыть;
- учебное пособие «Использование преобразований графиков функций при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль (часть II)», авторы: В.Г. Рисберг, И.Ю. Черникова - открыть;
- учебное пособие «Кинофестиваль как ресурс медиаобразования и тьюторского сопровождения в сфере культуры», автор: О.В. Игнатьева - открыть;
- учебное пособие «Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений повышенного и высокого уровня сложности (часть I), автор: В.Г. Рисберг - открыть.
- Материалы краевой научно-практической конференции (ФГБОУ ВПО ПНИПУ,13-14 ноября 2015 г.) «Проблемы подготовки учащихся профильных школ по математике и смежным дисциплинам» (тезисы докладов) - обложка, открыть.
В течение 2015 года авторский коллектив ФГБОУ ВПО ПНИПУ в рамках задания №2014/152 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России по проекту НМ 3231 вел разработку по теме: «Разработка и апробация программного комплекса творческих и исследовательских заданий по математическим и естественнонаучным дисциплинам для профильных школ и классов с углубленным изучением предметов». В рамках вышеназванного задания авторским коллективом ПНИПУ были разработаны следующие научно-методические разработки:
- монография «Учебно-исследовательская работа в профильной школе (II часть)», авторы: П.С. Волегов, Т.А. Герцен, И.Ю. Черникова - обложка, открыть;
- учебное пособие «Творческие и исследовательские задания по комбинаторике и теории вероятностей», авторы: И. Ю. Черникова, Н. С.Шабрыкина - открыть;
- учебное пособие «Творческие задания для учащихся профильных естественно-математических классов по моделированию колебательных процессов, автор: М.Л. Лурье - открыть;
- учебное пособие «Учебно-исследовательская работа старшеклассников по математике, физике, биологии (основы биомеханики), автор: Н.С. Шабрыкина - открыть;
- учебное пособие: «Разработка программ дополнительного образования по математике, физике, химии для одаренных школьников», автор: Л.А. Косолапова - открыть;
- учебное пособие «Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений повышенного и высокого уровня сложности (часть II), авторы: В.Г. Рисберг, И.Ю. Черникова - открыть.
- Материалы краевой научно-практической конференции (ФГБОУ ВПО ПНИПУ,13-14 ноября 2015 г.) «Проблемы подготовки учащихся профильных школ по математике и смежным дисциплинам» (тезисы докладов) - обложка, открыть
Краевая заочная школа при ПНИПУ
Эта страница находится в разработке
Экспертное сообщество
Психологическая и психолого-педагогическая экспертизы в условиях развития детской одаренности – это специальное психологическое исследование, которое проводится в отношении одаренного ребенка или человека, который его развивает и обучает, или конкретной ситуации с целью установления данных о психологических особенностях лица, закономерностях его психической деятельности, характере отражения им объективной реальности в условиях становления системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.
Психолого-педагогическое исследование направлено на осуществление психологического анализа личности ребенка и родителей, их взаимоотношений друг с другом, системы ценностей, стиля воспитания и прочих аспектов.
Стратегическая цель в системе «школа-вуз» позволила выделить отдельные направления работы с одарёнными детьми. Модель педагогической экспертизы детской и подростковой одаренности основывается на понимании специфики деятельности общероссийской общественной организации, её реальных возможностей как социального партнёра в вопросах общественно-государственной поддержки одарённых детей. Представлены все основные компоненты модели социального партнёрства общественной организации с государственными структурами в области образования по вопросам развития детской одарённости.
Подготовка и проведение научно-методических семинаров, школ повышения квалификации для организаторов научной и творческой работы обучающихся и специалистов системы образования, Приволжского педагогического форума «Развитие одаренного ребенка».
Наиболее острыми для педагогической аудитории слушателей являются вопросы психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности. Большинство педагогов нуждаются в системе профессиональной подготовки по овладению методами выявления детской одарённости.
Практико-ориентированные занятия направлены на знакомство с методами психологической диагностики одарённости и методиками её развития. На лекционных и семинарских занятиях были рассмотрены вопросы «Детская одарённость как педагогический феномен», «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости», «Технологии обучения одарённых детей».
Проблема педагогической экспертизы становится одной из важных, поскольку вариативная и разнообразная педагогическая практика в области развития детской одаренности требует анализа происходящих в сфере образования процессов, результативности образовательных систем и педагогической деятельности.
Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) (В.С.Черепанов).
Экспертиза в образовании предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта.
Функциональный подход в педагогической экспертизе
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие функции экспертизы в образовании:
- гуманистическая раскрывает и обосновывает уникальность педагогического опыта (С.Л.Братченко, Н.В.Кузьмина, В.Н.Сагатовский);
- социальная выявляет значимость инновационного опыта, определяет статус педагога (А. Турбовский, Л.М.Фридман);
- диагностическая (С.С.Татарченкова);
- оценочная (контрольно-оценочная) (С.Л.Братченко, М.А. Смирнова, С.С. Татарченкова, В.С. Черепанов);
- прогностическая (О.С. Анисимов, А.К.Маркова, В.М.Полонский);
- коррекционная ь(О.С.Анисимов, А.К. Маркова); мотивационная (С.С.Татарченкова, В.С.Черепанов); обучающая (С.С.Татарченкова, Л.М.Фридман).
Направления педагогической экспертизы
Разнообразный спектр функций педагогической экспертизы позволяет решать с её помощью широкий круг задач:
- исследование реальной картины хода педагогического процесса;
- анализ результатов и последствий педагогического процесса, в том числе отсроченных;
- выявление сильных и слабых сторон конкретного педагогического процесса;
- определение перспектив педагогического процесса;
- повышение качества педагогического процесса;
- рост профессиональной компетентности педагога;
- повышение авторитета педагога и престижа педагогической профессии в глазах учащихся, родителей, общества в целом и др.
Методы педагогической экспертизы
- индивидуальная экспертная оценка, которая определяется экспертом в результате беседы по заранее сформулированным вопросам или анкете;
- морфологический экспертный метод предполагает выделение в исследуемом объекте основных структурных элементов и рассмотрение их различных комбинаций, например, при изучении качества педагогической подготовки будущего учителя;
- рейтинг определяют как экспертный метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку «судей-наблюдателей»;
- метод самооценки предполагает оценку субъектом экспертизы своих способностей по заданной шкале;
- метод педагогического консилиума является разновидностью методов рейтинга и самооценки, предусматривающий коллективное обсуждение результатов;
- метод групповых экспертных оценок коллективная экспертная оценка, широко используемая при внешней экспертизе (например, аттестация педагогических кадров, образовательного учреждения).
Предметом экспертизы образовательного процесса является не установление соответствия его результатов каким-либо нормам, а сам процесс деятельности и его изменения как в области педагогической, так и в области управления образовательными процессами.
В рамках продвижения положительного опыта взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по развитию детской и юношеской одаренности Центр развития детской и юношеской одаренности ИНО ПНИПУ осуществил экспертизу моделей взаимодействия учреждений высшего и общего образования по развитию одаренности у детей и подростков с помощью независимой внешней экспертизы.
В экспертизе участвовали представители родительской общественности (42 человека), руководители системы общего (12 человек) и высшего образования (4 человека) и государственные и муниципальные служащие (11 человек), педагоги (22 человека).
По результатам экспертизы моделей их эффективность по многим факторам выразилась в следующих диаграммах.
Модель №1 |
«Школьная Академия экологического развития региона» |
Модель №2 |
«Разновозрастная проектная лаборатория «ПОИСК» |
Модель №3 |
«Кустовое мобильное объединение старшеклассников |
Модель №4 |
«Учебно-производственное объединение старшеклассников, студентов младших курсов и аспирантов вуза |
Модель №5 |
«Мобильный профориентационный кабинет» |
Модель №6 |
«Дистанционная компьютерная школа по дизайну» |
Социальная эффективность моделей
Психолого-педагогическая востребованность трансляции опыта по развитию детской и юношеской одаренности в системе «школа-вуз»
(трансляция передового педагогического опыта в условиях повышения квалификации педагогических работников и специалистов высшего и общего образования)
Цикл семинаров по обсуждению результатов экспертной оценки по продвижению моделей взаимодействия общего и высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков при крупном университете (ПНИПУ)
Дистационная школа при пнипу (направления: математика, технология)
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учится в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Преподавателям
Анкета КПК - скачать
Уважаемые преподаватели!
Познакомиться с программами КПК по математическому и технологическому направлениям для определения вариативных образовательных модулей можно:
Программа КПК по математике - скачать
Программа КПК по технологии - скачать
Всем слушателям дистанционной программы повышения квалификации предоставляются информационные материалы, видеоматериалы и учебно-контрольные задания.
Формы проведения занятий: вебинары, дистанционный лекторий, интерактивные консультации, компьютерные рабочие модули (тетради), видеолекции.
Материалы к курсовой подготовке 2013 года (демонстрационный модуль) размещены по ссылке
В 2013 году дистанционные курсы по технологии курируют:
- Волегов Павел Сергеевич, к.ф.-м.н., доцент кафедры ММСП ПНИПУ;
- Соломонов Анатолий Борисович, к.т.н., доцент кафедры ПХиТ, замдекана факультета Авиадвигателей ПНИПУ;
- Скудаев Владимир Иванович, к.т.н., доцент кафедры ПХиТ ПНИПУ;
- Никитюк Александр Николаевич, аспирант ПНИПУ, преподаватель Дистанционной школы ПНИПУ.
В 2013 году дистанционные курсы по математике курируют:
- Шабрыкина Наталья Сергеевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры Биомеханики ПНИПУ;
- Рисберг Владислав Григорьевич, учитель высшей категории, методист Дистанционной школы ПНИПУ;
- Грайфер Лазарь Борисович, к.ф.-.м.н., доцент кафедры Высшей математики ПНИПУ;
- Васильева Мария Дмитриевна, преподаватель Дистанционной школы ПНИПУ.
Учащимся 7-11-х классов
Анкета УЧЕНИК - скачать
Дорогие ребята!
Познакомиться с образовательными курсами (презентационными материалами, видеоматериалами, вариантами образовательных модулей) можно на страничке «Образовательные курсы для детей и подростков»
Структура дистанционного обучения одаренных детей и подростков на основе
индивидуальных учебных планов по математическому и технологическому направлениям
Индивидуальный учебный план - это конкретный план обучения каждого ученика в отдельности, включающий совокупность учебных предметов, выбранных для освоения на базовом, углубленном и профильном уровнях.
Алгоритм действия ученика при составлении
индивидуального образовательного маршрута
«Я выбираю предметы для изучения» - Индивидуальный учебный план, который выполняет функцию прогнозирования для учащегося дистанционной школы.
«Я составляю программу образовательной деятельности»- Индивидуальная образовательная программа, которая выполняет функцию проектирования для учащегося дистанционной школы;
«Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа»- Индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность.
Всем слушателям дистанционных образовательных курсов предоставляются информационные материалы (ученический лекторий), видеоматериалы и учебно-контрольные задания, задания для самостоятельной работы.
Формы проведения занятий: вебинары, дистанционный лекторий, интерактивные консультации, компьютерные рабочие модули (тетради), видеолекции, презентации.
Материалы к курсовой подготовке 2013 года
(демонстрационный модуль) размещены по ссылке
В 2013 году дистанционные курсы по технологии курируют:
- Волегов Павел Сергеевич, к.ф.-м.н., доцент кафедры ММСП ПНИПУ;
- Волков Владислав Сергеевич, студент АДФ ПНИПУ, преподаватель Дистанционной школы ПНИПУ;
- Герцен Татьяна Анатольевна, к.т.н., доцент кафедры Прикладной физки ПНИПУ;
- Никитюк Александр Николаевич, аспирант ПНИПУ, преподаватель Дистанционной школы ПНИПУ.
В 2013 году дистанционные курсы по математике курируют:
- Шабрыкина Наталья Сергеевна, к.ф.-м.н., доцент кафедры Биомеханики ПНИПУ;
- Рисберг Владислав Григорьевич, учитель высшей категории, методист Дистанционной школы ПНИПУ;
- Грайфер Лазарь Борисович, к.ф.-.м.н., доцент кафедры Высшей математики ПНИПУ;
- Васильева Мария Дмитриевна, преподаватель Дистанционной школы ПНИПУ.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ДИСТАНЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Поздравляем!
Вы зачислены в ученики дистанционной школы ПНИПУ по программе обучения – МАТЕМАТИКА или ТЕХНОЛОГИЯ.
Вы, как ученик дистанционной школы, можете выбрать учебный профиль и составить индивидуальный учебный план на один или два года. Для этого Вам необходимо знать следующее:
- Каждый учебный год – это 35 учебных недель. Два года – 70 недель.
- Минимальная средняя обязательная нагрузка учащегося – 5 часов в неделю, максимальная – 15 часов в неделю.
- Рекомендуется выбрать один – два учебных курса, по которым вы должны будете пройти аттестацию.
- Средняя учебная нагрузка по курсу в год должна составлять не менее 34 часов в год.
Рекомендуем следующий алгоритм действий:
- Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов и предлагаемых школой курсов и дистанционной школой ПНИПУ.
- Ознакомиться со списком предлагаемых спецкурсов.
- Ознакомиться с примерными учебными планами по предлагаемым Дистанционной школой учебным профилям и курсами ПНИПУ.
- Приступить к выбору профильного предмета или профиля в целом. При необходимости можно проконсультироваться с учителем и координатором дистанционной школы.
- Составить предварительный индивидуальный учебный план по предлагаемому образцу в двух экземплярах.
- Окончательный вариант учебного плана должен быть составлен не позднее 7 марта 2013 года и сдан координатору дистанционной школы (отправьте по e-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
).
Изменения индивидуального учебного плана (при сетевом обучении в дистанционной школе ПНИПУ) допускаются по согласованию с координатором и администрацией школы, в которой вы обучаетесь, и с которой ПНИПУ имеет договор. Вам необходимо в следующие сроки оформить индивидуальный учебный план и согласовать индивидуальный образовательный маршрут:
- до 5 марта 2013;
- после окончания первого полугодия ____класса.
Модели взаимодействия учреждений высшего и общего образования
Описание модели №1 - скачать
Описание модели №2 - скачать
Описание модели №3 - скачать
Описание модели №4 - скачать
Описание модели №5 - скачать
Описание модели №6 - скачать
Приведем пример организационной схемы взаимодействия различных образовательных моделей с учетом контекстных условий функционирования информационно-образовательного пространства региона в рамках развития детской и юношеской одаренности в системе «школа-вуз» (территориальных, демографических, социальных, медицинских, культурных).